Главная страница
Главная О проекте Новости Инструкции Вопрос-ответ Информер Статьи Пресс-релизы Юмор Ссылки Контакты Главная страница Добавить в Избранное Сделать стартовой страницей 
Поиск по модели:
  
Быстрый поиск:
  
  
24-02-2009
Информер для Вашего сайта
14-11-2008
Загрузка Ваших инструкций на сайт
08-04-2008
Смена хостинга и сервера
18-01-2008
Новая рассылка новостей
18-01-2008
Обнуление счетчиков
Samsung - GT-B5510 (Galaxy Y Pro)
Samsung - GT-B5512 (Galaxy Y Pro Duos)
Samsung - GT-B7350
Samsung - GT-I5500
Samsung - GT-I5700
Samsung - GT-I5800
Samsung - GT-I8150
Samsung - GT-I8160
Samsung - GT-I8190
Samsung - GT-I8262
Samsung - GT-I8350
Samsung - GT-I8552
Samsung - GT-I8750
Samsung - GT-I9001
Samsung - GT-I9003
Canon - EOS 40D
Indesit - W 105 TX
Panasonic - KX-F130
Indesit - WISL 86
Nokia - N95
Sharp - AH-AP24CE
Bosch - SRV55T03EU
Yamaha - PSR-550
Tomahawk - TW-9010
Thomas - Twin TT Aquafilter
Ariston - Margherita 2000 (ALS 88 X)
Ariston - AVSL 105
Ariston - AVL 100
Yamaha - PSR-E403
Canon - EOS 400D
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
 
Как выбрать домашний кинотеатр

Как выбрать домашний кинотеатр

Уровень развития акустики домашнего кинотеатра достиг таких высот, что теперь даже обычный кинотеатр не всегда может конкурировать с ней. Система громкоговорителей, колонок стандартного городского кинотеатра не может обеспечить эффектный звук одинаково для всех зрителей, а акустика домашнего кинотеатра - может! При выборе акустики для домашнего кинотеатра не следует жалеть времени. Нельзя забывать о том, что достойную технику производят лишь те фирмы, которые ничем другим, кроме акустических систем, не занимаются. Современная акустика для домашнего кинотеатра делится на три вида: классическая, встроенная и дизайнерская.

Те, кто стремится к максимально разумному отношению цена/качество, не смогут обойтись без классических акустических систем - привычных колонок, бесцеремонно вторгающихся в интерьер и отъедающих изрядную часть жизненного пространства. Данной акустикой уже никого не удивишь, но тем не менее на данный момент именно классическая акустика является наиболее распространенной.

Встроенная акустика предназначена для сторонников кардинальных решений. Спрятанная в стены, она практически незаметна и "выдает" себя только звуком. Правда, встроенную акустику довольно сложно инсталлировать и еще сложнее добиться требуемой звуковой панорамы. Однако результат того стоит! Именно встроенные акустические системы позволяют не только максимально свободно планировать пространство, отведенное под домашний кинотеатр, но и получать наиболее естественное звуковое сопровождение фильма.

Дизайнерская акустика создана для того, чтобы не прятаться, а, наоборот, привлекать внимание. Это - изделия самого причудливого вида, выполненные из стекла, металла и пластика. Изысканные формы дизайнерской акустики не оставят равнодушным самого изощренного эстета, а звучание лучших образцов не отпугнет привередливого меломана. В интерьерных домашних кинотеатрах долгое время считался неизбежным компромисс между внешностью и качеством акустики.

Сегодня лучшие образцы дизайнерской акустики не только эффектно выглядят, он и превосходно звучат. Такие акустические системы могут стать выигрышным элементом самого продвинутого интерьера.
Из чего состоит кинотеатр

  Домашний кинотеатр - это кинотеатр, специально созданный для звучания в небольших помещениях, причем качество его звучания не хуже, чем в публичных кинотеатрах, а зачастую даже лучше. Удобство домашнего кинотеатра заключается еще и в том, что можно, не выходя из дома, посмотреть фильм и получить массу удовольствия от качественного звука и изображения.

С технической точки зрения домашний кинотеатр делится на четыре основные части:

1. Источники звука и изображения - видеомагнитофон или DVD плеер.

2. Усилительная часть - усилитель или усилитель, совмещенный с декодером (декодер - устройство, позволяющее разложить специально закодированный звук на 6 и более каналов).

3. Акустика - 6 или более колонок.

4. Любой телевизор, видеопроектор или плазменная панель.

Звук в домашних кинотеатрах делится на несколько основных стандартов:

1. DOLBY SURROUND - трехканальная система с четырьмя или более колонками.

2. DOLBY SURROUND PROLOGIC - четырехканальная система 5 колонок + 1 Сабвуфер (низкочастотная колонка). В отличие от DOLBY SURROUND добавлена центральная речевая колонка. В обоих стандартах применяется обычное нецифровое кодирование, что позволяет использовать оба стандарта для кодирования звука на обычной видеокассете.

3. Принципиально другой уровень звука в домашних кинотеатрах позволяют получить относительно новые и полностью цифровые стандарты DOLBY DIGITAL и DTS. В этих стандартах каждая колонка - это отдельный канал. Звук, закодированный в этих стандартах, в домашнем кинотеатре может быть записан только на цифровых носителях - DVD или Laser Disk (устаревший носитель).

Все это позволяет достичь объемного и естественного звучания. Домашний кинотеатр - принципиально новый уровень звука и изображения. Слух человека играет вторую по важности роль после зрения, именно благодаря ему мы можем точно определять местонахождение предметов в пространстве. Таким образом, изображение без хорошего звука не позволяет человеку почувствовать себя в полной мере причастным к действию на экране. В домашнем кинотеатре достигается эффект полного присутствия.


Как выбрать систему Домашнего Кинотеатра?

  При определении компонентов ДК учитывайте следующие факторы: Полноценный пятиканальный звук Вы сможете получить, используя DVD плеер, проигрыватель лазерных дисков или систему цифрового спутникового телевидения. Поскольку только они поддерживают формат Dolby Digital. Используя в качестве источника видеомагнитофон, Вы получите в лучшем случае звук формата Dolby Surround. Отличие этих систем в том, что в системе Dolby Surround двух канальный звук подается на декодер. Звуковая информация из этих двух делится на четыре: левый, правый, центральный и тыловые каналы, которые работают в моно режиме. При использовании формата Dolby Digital также известным как AC-3 или 5.1 сигналы разных каналов не смешиваются и обеспечивают их идеальное разделение. Кроме этого в системе Dolby Digital имеется абсолютно независимый канал передачи низкочастотной информации, так называемый канал низкочастотных эффектов.


Компоненты домашнего кинотеатра

  Здесь представлена примерная комплектация домашнего кинотеатра Dolby Digital/DTS 5.1

1. Стереофонический видеомагнитофон Hi-Fi (Super) VHS
2. DVD - проигрыватель
3. Многоканальный AV-ресивер
4. АС центрального канала
5. Пара АС фронтального канала
6. Пара АС тылового канала
7. Низкочастотный канал (сабвуфер)
8. Место зрителя.


Определение мощности системы

  Значение выходной мощности зачастую становится для потребителя главным критерием при выборе системы ДК. Однако мощность - это всего лишь один из многих показателей, по которым можно судить о качестве аппаратуры. Скажем - выходная мощность, не всегда может служить показателем того, насколько громким будет звук вашей системы ДК. Фактически Громкоговорители оказывают такое же влияние на громкость, как и усилитель. Все АС отличаются между собой по параметру характеристического уровня чувствительности, то есть по уровню громкости. Какое же значение имеют различия в чувствительности. Оказывается, что снижение чувствительности на 3 дБ требует удвоения мощности входного сигнала для обеспечения прежней громкости. Возьмем АС с чувствительностью 83дБ и АC с чувствительностью 95дБ. Из нехитрых расчетов получим, что для обеспечения одинаковой громкости в первом случае нам потребуется усилитель в 16 раз более мощный, чем во втором. Предположим, что вы имеете, АС 87дБ установленные в комнате с объемом 90куб.м. Для обеспечения достаточно высокой мощности вам потребуется усилитель 5*70Вт. Но если вы захотите удвоить мощность, то вы или выбираете усилитель с уровнем 5*140Вт или ставите АС с чувствительностью 90дБ. На выбор усилителя также влияет наличие сабвуфера. При использовании сабвуфера требования к мощности снижаются примерно на 20%.


Установка и конфигурирование системы

  Мало собрать систему ДК, чтобы она просто воспроизводила звук и изображение. То, как будет размещена, скомпонована и подключена ваша аппаратура, окажет серьезное влияние на результат ее работы. Правильно смонтированная, хотя и сравнительно дешевая система, всегда будет работать гораздо эффективнее, чем дорогая, но плохо установленная и настроенная система. Первый шаг при установке - выбор помещения. Скорее всего, вы остановите свой выбор на комнате, где вы обычно смотрите телевизор. Теперь вам предстоит подумать об изменении комнаты, чтобы центральное место в ней заняла ваша новая система.

Оптимальное расстояние между вами и видеомонитором определяется размерами его экрана. Чем меньше монитор, тем ближе вам следует располагаться к нему. Наиболее оптимальным для восприятия расстояние составляет 3-4 размера диагонали вашего монитора. Вам также следует расположиться таким образом, чтобы не смещаться в сторону от осевой линии экрана более чем на 15 градусов. Компоненты системы потребуют специальной стойки, где они будут расположены - помните, что эта стойка должна быть видна с места просмотра. Освещение комнаты влияет на качество изображения: чем больше света в комнате, тем хуже будет изображение. В идеале боковые стены и потолок просмотровой комнаты должны быть выкрашены в неяркие приглушенные тона. Для улучшения акустических характеристик помещения мы рекомендуем положить ковер между вами и монитором. Ковер будет поглощать нежелательные отражения звука от пола, что улучшит разборчивость диалогов и усилит прозрачность звучания. Боковые стены должны, как и пол быть поглотителями звуковых волн. По возможности заставьте их мебелью, шкафами, полками, но не имеющими стеклянных фасадов. Задняя стена напротив должна отражать звук, что усилит ощущение объемности.


Схема расположения центральной и фронтальных АС

  Для получения ровной звуковой картины расстояние между передними панелями фронтальных и центральной АС должно быть по возможности минимальным.
Разницу в расстоянии компенсируют, выставляя в процессоре задержку на более удаленный от слушателя канал. (Задержка на 1 мс приблизительно соответствует 30 см.)
В некоторых ресиверах есть возможность выставлять величину расстояния от колонок до места слушателя.


Схема расположения АС фронтального и тылового каналов

  ВЧ-динамики фронтальных АС должны находиться на одном уровне с линией уха слушателя.
 ВЧ-динамики тыловых АС располагаются приблизительно на 50 см выше уха слушателя.


Вариант расположения АС фронтального канала

  Фронтальные АС располагаются таким образом, чтобы воображаемые линии, проведенные из динамиков, пересекались перед лицом слушателя. В небольших помещениях и в случае использования режима Dolby ProLogic тыловой канал обеспечивается биполярными АС, расположенными примерно на уровне уха слушателя.


Что реально звучит в домашнем кинотеатре?

  Итак, разобравшись со звучащими стенами вашего дома, вы можете проверить гармонию звука алгеброй, попрактиковаться ради эфемерных ценностей стереозвучания в перетаскивании мебели. И все это из-за пары колонок... А что делать, если душа и помыслы рвутся дальше, к домашнему театру, в котором многоканальность неотделима от самого понятия "театральный звук"? И когда наконец вскрыты все коробки и содержимое соединено в домашний театр, не обольщайтесь, что основные трудности уже позади. Ваш опыт установки акустики для традиционного стерео справедлив только в отношении фронтальных акустических систем и только в идеальных условиях, когда в строго прямоугольном и свободном помещении они располагаются симметрично с двух сторон от стоящего посредине одной из коротких стен телевизора, а у противоположной стены вокруг слушателей находятся тыловые громкоговорители. При этом необходимо ограничить отражение сигнала от стены за зрителями и пола. Большие застекленные книжные шкафы также представляют серьезную помеху для хорошего звучания.

В самых общих чертах положение фронтальной акустики должно обеспечивать звучание солиста, исходящее точно из середины. Звук от фронтальных акустических систем должен попадать к слушателям непосредственно, а не после отражения от стен. Этому способствует их ориентация на зрителя и установка так, чтобы излучатели высоких частот были на уровне ушей слушателей. Положение центральной акустики, которая "приклеивает" диалоги к изображению, должно совпадать с его вертикальной осью и находиться вблизи экрана. Чтобы на экране не появлялись искажения, акустика центрального канала должна быть хорошо экранирована. Можно использовать и громкоговорители, встроенные в телевизор: иногда качество их звучания оказывается лучше ожидаемого. Если при посещении большого кинотеатра вы посмотрите вокруг себя, то обнаружите, что громкоговорители для звуковых эффектов установлены подковообразно на трех стенах зрительного зала.

Аналогичный или даже еще лучший результат можно достичь дома, например, с двумя парами тыловых громкоговорителей. Одну пару прикрепим на задней стене помещения, прямо под потолком, наклонно в направлении к зрителю, а вторую пару - на высоте фронтальных приблизительно посредине боковых стен. Очень важным является правильный баланс громкости боковых и тыловых акустических систем. И в этом случае лучше использовать для боковых каналов дополнительный усилитель мощности со своей регулировкой уровня, на вход которого также подается сигнал тыловых каналов.

Тыловые громкоговорители в традиционном исполнении, то есть с использованием только пары, для передачи окружающего звучания без разрыва между фронтом и тылом, что очень неприятно на слух (и было одной из объективных причин гибели квадрофонии!), желательно устанавливать на одной линии со слушателями, чтобы они не понимали, откуда исходит звук.

Чтобы пояснить общие пожелания, попробуем проиллюстрировать их на нескольких конкретных примерах. Кроме положения основной пары фронтальных громкоговорителей, с которыми уже почти все ясно, вы должны найти подходящее место для центрального громкоговорителя, пары тыловых, и по крайней мере одного сабвуфера. Большинству из тех, кто решился на это, придется бороться с книжными полками, дверными и оконными проемами, диванами и стульями, радиаторами отопления, бесчисленными альковами и даже сводчатыми потолками и каминами. Вы сами назовете остальное - все, что может встать преградой на пути идеального размещения громкоговорителей.

Чтобы пояснять, как обходить такие препятствия, мы предлагаем вам примеры трех жилых комнат и возможные варианты размещения в них аппаратуры и акустики домашнего театра. Одно помещение - это очень большая комната (зала с лепным карнизом у потолка), второе - большая комната в многокомнатной городской квартире, и, наконец, жилая комната в малогабаритной квартире.


Большая комната

  Мы предлагаем размещение комплекта громкоговорителя для большого (6,0 x 7,5 метров) помещения с припотолочным карнизом, большим отражением и высотой 3,7 м. Пространство комнаты окружено многочисленными окнами, частично покрытыми вертикальными жалюзи, имеет скользящую дверь со стеклянными вставками и паркет на полу. Один маленький напольный коврик, диван и два стула с матерчатой обивкой - все, что обеспечивает поглощение звука в помещении.

На первый взгляд, соблазнительно поставить ТВ (33 дюйма) в угол слева от камина, что создает хорошее эстетическое равновесие. Но это совершенно не подойдет, если вы хотите усадить слушателя с комфортом на диван, где будет хорошо восприниматься и музыка, и звуковое сопровождение фильмов.

Для улучшения акустики помещения можно настелить ковровое покрытие от стены до стены, заложить оконные проемы, перенести дверь и дополнительно, но это уже не связано с акустикой, покрасить стены и потолок в черный цвет. Но опасность санкций со стороны архитектурного надзора в связи с перепланировкой заставляет подумать, что же можно сделать с этой стеклянно-деревянной пещерой.

Такое акустически живое, т.е. гулкое, помещение - отличное место для установки громкоговорителей системы THX, которые создают убедительное окружающее поле в помещении с отражениями благодаря обязательно дипольным тыловым громкоговорителям. Фронтальные и центральный громкоговорители, которые определяют звуковую картину спереди, лучше подобрать с ограниченной диаграммой направленности по вертикали, минимизируя отражения от пола и потолка. Для фронтальных и тыловых громкоговорителей можно предложить THX- сертифицированные громкоговорители для домашнего театра от Kef, Jamo или JBL. У всех имеются полные THX комплекты, включая сабвуферы, которые вы сможете приобрести за сумму в пределах 3000$. Телевизор нужно, конечно, переместить из угла и поставить справа от камина. Центральную акустику положим сверху на ТВ, а фронтальные громкоговорители расположим на уровне головы слушателей, одну слева от камина и вторую справа от скользящей двери, на другом краю зоны прослушивания. При этом оба громкоговорителя желательно установить на расстоянии нескольких десятков сантиметров от стены и сориентировать их на слушателя, сидящего на диване. Для создания оптимальной зоны пространственного звука рекомендуется установить дипольные тыловые громкоговорители, закрепив их выше дивана на расстоянии 30-40 см по сторонам от слушателей так, чтобы излучение тыловой акустики было направлено к телевизору и в заднюю область помещения.

Если владелец хотел бы сразу приготовиться к цифровому будущему, то, чтобы соответствовать требованиям формата Dolby Digital (AC-3) c 5+1 каналами, нужно использовать тыловые громкоговорители, воспроизводящие полный звуковой диапазон. Так как общий объем помещения достигает почти 150 куб. м, то может оказаться полезным использовать четыре сабвуфера, чтобы достигнуть театроподобного воздействия баса. Это несколько необычно и поэтому те, кто сочтут это чрезмерным, могут начать с двух сабвуферов, но внутренне должны готовиться к последующему переходу к четырем. Исходя из выбранных фирм, наилучшей рекомендацией будет пассивный сабвуфер с наибольшей отдачей. Для обоих сабвуферов можно использовать один моноусилитель мощности, а их сами расположить в комнате асимметрично, чтобы обеспечить равномерный бас: один в углу за левым фронтальным громкоговорителем, и другой у правой стенки за местом слушателя.

Вторым по важности, после правильного расположения громкоговорителей, является затемнение пространства для получения лучшего качества изображения и звука. И тут мы настоятельно рекомендуем замаскировать стеклянные двери и окна плотными шторами. Кино оказывает большее эмоциональное воздействие, если единственный источник световой информации - экран ТВ, так что звуковая система даже лучше в темном исполнении и с отключаемой индикацией. Ваш разум быстрее погружается в реальность видео, когда ничто визуально не сообщает вам о том, где действительно находятся границы помещения - как будто нью-йоркский филармонический оркестр сидит перед вами. Чтобы отрешиться от окружения и сосредоточиться на большой экран, можно убрать всю электронику домашнего театра в стойку или шкаф с непрозрачной дверцей или поместить его вне зоны видимости.

Для улучшения звуковоспроизведения при прослушивании только музыки рекомендуем использовать параметрический эквалайзер, чтобы обеспечить THX громкоговорителям линейную частотную характеристику, отвечающую традициям высококачественной акустики (обычно они имеют около частоты 3 Кгц спад на 3-6 дБ и подъем на частотах от 8 до 12 Кгц). Некоторое нарушение гармонии интерьера может не понравиться чувствительным к дизайну людям, но это небольшая цена, которую придется заплатить за ожидаемое звучание.


Выбор акустической системы для домашнего кинотеатра

  Для того, чтобы правильно выбрать акустическую систему для домашнего кинотеатра, наиболее соответствующую тем условиям, в которых ей придется работать, необходимо определиться со следующими параметрами:

Мощность

Это диапазон подводимой мощности для пассивных, и мощность встроенного усилителя для активных колонок. Единица измерения мощности - Ватт. Недостаток мощности усилителя сказывается как на громкости, так и на динамике воспроизведения. Однако выходная мощность усилителя не должна быть выше, чем мощность акустики, так как это может привести к механическому повреждению динамиков. Если исходить из размеров помещения, то для комнаты, не превышающей 17 м?, достаточно акустической системы мощностью 60-80 Вт. Если размеры 20-30 м?, то и мощность должна быть повыше - около 100 Вт. Для большого помещения (больше 30 м?) необходима акустика мощностью 150 Вт.

Чувствительность

Чем выше чувствительность системы, тем более громкий звук она способна выдать при заданной мощности. Используя акустику с высокой чувствительностью, можно иметь не слишком мощный усилитель, и наоборот. Значение 85 дБ/Вт/м, к примеру, означает, что эта система способна создать звуковое давление 85 дБ на расстоянии 1 метр от динамика мощностью 1 Ватт. Чувствительность обычной акустики лежит в пределах от 84 до 102 дБ. Условно чувствительность 84-88 дБ можно назвать низкой, 89-92 дБ - средней, 94-102 дБ - высокой. Для того, чтобы увеличить громкость в 2 раза, достаточно увеличить чувствительность всего на 1 дБ, тогда как мощность для этого придется увеличить в несколько раз. Вообще, чем выше чувствительность, тем лучше, но следует помнить, что мощный усилитель способен легко повредить чувствительные динамики.

Диапазон воспроизводимых частот

Это область частот, в пределах которой данная система имеет плоскую амплитудно-частотную характеристику, иначе говоря, может достоверно воспроизводить аудиосигнал. Известно, что органы слуха человека воспринимают звук частотой от 20 до 20000 Гц. Однако звуковой сигнал имеет сложную форму, то есть содержит составляющие с различными частотами, в том числе выходящими за пределы слышимого диапазона. Поэтому разработчики, как усилителей, так и акустических систем для максимально точного воспроизведения стараются достичь диапазона частот, выходящего за пределы 20000 Гц. Если в системе планируется использовать сабвуфер (диапазон воспроизводимых частот 2-250 Гц), то частотный диапазон остальной акустики может не охватывать низкочастотный интервал. В противном случае, акустическая система должна воспроизводить весь звуковой диапазон (20-40000 Гц).

Тип корпуса

Выбирая акустическую систему, следует обращать внимание на тип корпуса, которые бывают: закрытого типа, с фазоинвертором, со звуковым лабиринтом. Наиболее простым является корпус закрытого типа, к тому же улучшающий переходную характеристику акустической системы. Однако наличие замкнутого пространства повышает частоту нижнего резонанса, что негативно сказывается на передаче низких частот. Большинство современных акустических систем используют тип корпуса с фазоинвертором.

Тип акустики

Следующее, на что нужно обращать внимание - тип акустики (напольная, полочная). По габаритам эти два типа почти не отличаются, так как полочную акустику, несмотря на название, лучше всего закрепить на специальных стойках, из-за чего преимущество компактности несколько теряет смысл. Выбирая напольную акустику, вы можете рассчитывать на более глубокий и мощный бас за счет большого объема корпуса. Но по этой же причине, то есть из-за размеров, обеспечить жесткость корпуса напольной колонки намного сложнее, чем полочной. Для увеличения жесткости применяются внутренние перегородки, стяжки, ребра жесткости, необходимо использовать ДСП большой толщины, а это увеличивает вес и стоимость.

Наличие усилителя - активная или пассивная акустическая система. Для того чтобы сделать выбор в пользу того или иного решения, нелишне знать, что у активной акустики каждая полоса частот (то есть, фактически, каждый динамик) усиливается отдельным усилителем, а разделительные фильтры активные и стоят на входе усилителей, а не на выходе.

Отсюда вытекают следующие преимущества активных акустических систем для домашнего кинотеатра:

- Активный фильтр легче отрегулировать, чем пассивный. Поэтому в условиях серийного выпуска он обеспечивает лучшее качество фильтрации.

- Динамики подключают непосредственно к усилителям, что обеспечивает лучшее качество звучания.

- У активных систем, как правило, более широкий диапазон воспроизводимых частот.

- Активные колонки имеют регулятор громкости, что повышает удобство эксплуатации.

Главным недостатком активных акустических систем является необходимость подвода линейного сигнала и напряжения к каждой колонке. Пассивная акустика лишена подобного недостатка, но она, помимо всего прочего, требует наличия внешнего усилителя.


Сколько нужно колонок?

  Система Dolby Pro Logic часто используется при записи фильмов на видеокассеты. Но откуда же берутся четыре канала, если видеомагнитофон имеет только два звуковых выхода, да и на видеокассете под звук выделено только две дорожки? Дело в том, что эти четыре канала шифруются и "сворачиваются" в два. Звук к фильму можно слушать и в стерео варианте, а для полного четырехканального удовольствия нужен отдельный декодер, который будет расшифровывать два канала обратно в четыре. Этот декодер иногда встраивается в телевизор, а иногда является частью набора колонок для домашнего театра.

Более современная схема цифрового звука имеет шесть каналов, вернее, как принято говорить, "пять плюс один". С точки зрения арифметики это одно и то же, но в домашнем театре это обозначение имеет свой смысл. Дело в том, что пять каналов несут полноценный звук, а шестой - только низкие частоты. Три канала в этой схеме такие же, как и в Dolby Pro Logic - две фронтальные колонки и одна центральная. На тыловые колонки в этой схеме подается различный сигнал. Благодаря этому звук может перемещаться не только вперед-назад и слева направо, но и по кругу и в любом другом направлении. Шестой "урезанный" канал предназначается низкочастотному сабвуферу. В этой схеме любой реальный звук может быть втиснут в пределы комнаты. Вы будете удивлены, услышав позади себя шаги, которые явно звучат дальше, чем висят тыловые колонки.

Такой шестиканальный звук уже не может быть записан на видеокассету. Тесноваты для него и видео CD. Встретить его можно только на лазерных дисках LD и дисках DVD. Этот звук тоже кодируется и существует несколько видов такой кодировки. Самый распространенный - это AC-3. Несмотря на то, что это стандарт американский, в России он уже прижился и прочно укоренился. Европейский вариант MPEG-2 встречается гораздо реже.

Для того, чтобы слушать шестиканальный звук недостаточно шести колонок. Нужен еще и декодер AC-3 или MPEG-2. Многие современные DVD-плееры имеют встроенный декодер.


Подготовка кинозала

  Перед тем, как приступить к поиску аппаратуры для домашнего театра, нужно сначала решить, где все будет стоять и хотя бы слегка подготовить помещение. И простой уборкой и протиркой пыли здесь не обойтись. Если вы строите дом и имеете возможность сразу заложить фундамент своего театра - вы сможете добиться наилучшего результата. Но и имеющуюся стандартную комнату в стандартном доме можно переоборудовать под кинозал.

Основные рекомендации таковы: стены должны быть отделаны звукопоглощающим материалом. Лучше всего для этого подходит пробковый материал. Потолок должен быть не ровным, а ребристым. В этом случае весь звук не будет собираться в центре комнаты, а будет одинаково хорошо слышен в любой ее точке. Если пробковое покрытие стен кажется непозволительной роскошью, то можно ограничиться шершавыми обоями.

Расположение аппаратуры тоже надо продумать заранее. Одно из правил таково - зритель должен находиться от телевизора на расстоянии равном полутора размерам экрана. Максимум - двум. Это несколько отличается от известной нормы - 5-6 диагоналей. Но при другом расстоянии от телевизора атмосферы присутствия уже не будет. Да, возможно, смотреть телевизор в упор - не очень полезно. Но домашний кинотеатр не предназначен для просиживания в нем целый день и просмотра всего подряд, от сериалов до новостей. Один сеанс в день - больше выдержать сложно, да и впечатление смажется. Телевизор в домашнем кинотеатре должен находиться на расстоянии 1,5 - 2 диагоналей экрана от зрителя.

Весь домашний театр, включая телевизор и колонки, должен располагаться так, чтобы зритель оказывался в центре. Благодаря такому устройству, домашний театр с двухметровым проекционным телевизором вполне можно разместить в обычной комнате в 20 кв. метров. Никаких умопомрачительных площадей для этого не надо. Телевизор обычно ставят у длинной стены комнаты. Центральная колонка должна располагаться как можно ближе к телевизору, обычно на нем или под ним. Фронтальные колонки устанавливаются слева и справа от телевизора на расстоянии не ближе полуметра от него. Тыловые колонки, как следует из названия, должны находиться за спиной зрителя. Они должны создавать ненаправленный звук, поэтому их можно развернуть динамиком к стене или потолку, с тем, чтобы звук отражался от их поверхности. Сабвуфер можно поставить где угодно, но желательно не в угол. Обычно его располагают вдоль длинной стены комнаты, но можно его спрятать под стол или в нишу. Звуку это не повредит.

Домашний кинотеатр можно организовать не только в прямоугольной комнате, но и в Г-образной.

Однако если у вас нет "классической" прямоугольной комнаты для домашнего кинотеатра, а есть помещение Г-образной формы или имеющиеся окна, двери и мебель не позволяют расположить компоненты вышеописанным образом, эту схему вполне можно применить и к ней. В маленькой комнате можно поставить телевизор в угол, развернув весь домашний кинотеатр по диагонали.


Расчет мощности звука для комнаты

  Здесь однозначный ответ дать сложно. Дело в том, что акустику стоит подбирать по звуку, а не по мощности. При формировании домашнего театра лучше положиться на глаза и уши, а не теоретические выкладки и расчеты. Хотя в любых салонах, занимающихся домашним театром, вам предложат несколько вариантов колонок, подходящих к вашим условиям. Просто нужно следовать логике и не ставить стадионные колонки в девятиметровой комнате.


Кинотеатр в одной коробке

  Вариант №1 - вся электронная часть (проигрыватель DVD, процессор с декодерами многоканального звука, многоканальный усилитель и тюнер) сосредоточена в головном блоке DVD-ресивера, а звук воспроизводится акустической системой, состоящей из громкоговорителей окружающего звука и пассивного сабвуфера.

Вариант №2 - аналогичен первому, за исключением того, что в головном блоке располагается усилитель мощности только для каналов окружения, а сабвуфер имеет собственный встроенный усилитель, то есть является активным (как в большинстве настоящих домашних кинотеатров).

Вариант №3 - в блоке DVD-ресивера располагают только предусилители многоканального звука, а усилители мощности всех звуковых каналов располагают в корпусе сабвуфера. В головном блоке домашнего кинотеатра в одной коробке, построенного по любой схеме, расположены проигрыватель дисков и процессор многоканального звука. Проигрыватели дисков могут воспроизводить как DVD, так и CD (обычные аудио и видео). Практически все проигрыватели могут проигрывать записываемые и перезаписываемые компакт-диски CD и CD-R, кроме этого все протестированные нами модели воспроизводят диски с компьютерными музыкальными файлами MP3. Некоторые модели могут воспроизводить диски, на которых записаны графические файлы JPEG. Это очень удобно в том случае, когда у вас имеется цифровая фотокамера. Переписав фотографии с карты флэш-памяти на диск с помощью компьютерного CD- рекордера, вы сможете просматривать их прямо на экране телевизора, попросту вставив диск в плеер вашего кинотеатра.

Как правило, любые диски можно воспроизводить ускоренно в прямом или обратном направлении (что удобно при поиске нужного фрагмента), а вот функция замедленного воспроизведения доступна только при работе с видеодисками (DVD или VCD). Функция воспроизведения треков в случайном порядке осуществляет случайную выборку треков на компакт-дисках или глав диска DVD. Функция "Повтор" позволяет выбрать трек, главу или диск целиком для их многократного воспроизведения. Кроме этого проигрыватели обычно предоставляют возможность отметить специальными метками фрагмент диска, который вы хотите повторить. Функция "Программа" позволяет самостоятельно ввести в память ресивера последовательность, по которой будут воспроизводиться треки на компакт-дисках или эпизоды на DVD.

Помимо универсальных как для DVD, так и для CD, опций, в DVD-ресиверах обычно предусмотрены функции, рассчитанные на специфику воспроизведения видеодисков. ZOOM, например, позволяет увеличить или уменьшить изображение (чтобы получше рассмотреть заинтересовавший вас объект). Часто на DVD-дисках один и тот же сюжет может быть записан в нескольких различных ракурсах. Для того чтобы выбрать наиболее интересный из них, в DVD-ресиверах предусмотрена функция Angle. Функция "Родительского контроля" позволяет задать максимально возможный рейтинг дисков, которые могут быть воспроизведены плеером свободно. Все остальные диски потребуют от пользователя знания пароля. Почти все аппараты позволяют вывести основное меню настроек на экран телевизора, что очень удобно, поскольку настраиваемых функций в них много и навигация по меню лишь с помощью информационных дисплеев самих аппаратов была бы неудобной. В главном меню аппаратов обычно можно настроить формат видеоизображения (широкий или стандартный экран), выбрать тип телевизионного сигнала (PAL, NTSC и т.д.), задать язык, на котором будут отображаться данные о работе ресивера, воспроизводиться субтитры к кинофильмам и т.д. Поскольку DVD-ресивер является основным устройством домашнего кинотеатра "в одной коробке", в его корпусе располагается и звуковой процессор с многоканальными декодерами. Для воспроизведения современных цифровых форматов практически все ресиверы имеют декодеры Dolby Digital и DTS. Самые же "продвинутые" комплекты оснащаются даже более современными декодерами 6.1- канального звука

Dolby Digital EX и DTS ES, предназначенными для воспроизведения звука 6 колонками (с дополнительным центральным тыловым каналом). Не обойдены вниманием в большинстве комплектов и матричные декодеры Dolby Pro Logic, и это правильно, ведь многие будут использовать свои кинотеатральные комплекты для воспроизведения звука видеокассет, записанных в аналоговом формате Dolby Surround. Некоторые из протестированных нами моделей порадовали наличием более современного матричного декодера Dolby Pro Logic II, который, в отличие от своего предшественника, имеет не моно, а стереозвучание тыловых каналов, является к тому же полнодиапазонным (в Dolby Pro Logic звук тылового канала обрезан по частоте).

Почти все домашние кинотеатры имеют в своем составе цифровые тюнеры, не уступающие по своему качеству тюнерам музыкальных центров. Причем во многих моделях тюнеры - весьма "навороченные", с возможностью приема радиоданных RDS и множеством дополнительных функций.

Для подключения к телевизору у большинства комплектов предусмотрены как Video, так и S-Video разъемы. Встречаются также DVD-ресиверы с компонентными видеовыходами и разъемами типа SCART. Для подключения внешнего аналогового источника (например, видеомагнитофона) DVD-ресиверы оснащаются аналоговыми стереофоническими аудиовходами. Если же имеется еще и видеовход, то магнитофон не нужно будет напрямую подключать к телевизору, ограничившись лишь его присоединением по аудио и видео к домашнему кинотеатру.

Для подключения цифрового источника сигнала (например, спутникового тюнера) DVD- ресиверы оснащаются цифровыми оптическими или коаксиальными входами. Если же они имеют соответствующие цифровые выходы, то появляется возможность подключить к нему цифровое записывающее устройство (мини-дисковую деку или CD-рекордер). Большинство моделей имеют выходы для наушников, а некоторые еще и входы для микрофонов (в тех случаях, когда кинотеатр оборудован системой Karaoke).


AV-ресиверы

  Ресивер по праву называют сердцем домашней системы. К нему от всех остальных органов-компонентов тянутся провода-артерии. Текущий по ним сигнал точно так же, как и кровь в сердце, распределяется по нужным направлениям и получает дополнительное усиление почти как кровь, что начинает течь быстрее, получая дополнительный толчок.

История ресивера начинается с конца 20-х годов, на которые пришелся расцвет радиовещания, когда во всем мире получили распространение системы из радиоприемника и усилителя, объединенных в одном корпусе. Этот гибрид и имел название RECEIVER, что означает "приемник".

Просуществовав в таком виде не одно десятилетие, с недавних пор ресивер начал новую жизнь. Благодаря разработчикам домашних звуковых систем в него стали встраивать сначала простейшие процессоры эффектов окружающего звука, работающие по принципу задержки и фазового сдвига сигнала стереоканалов. Получался эффект эха в большом зале, когда сначала зритель слышал звук, идущий с экрана, а потом после короткого, но ощутимого на слух промежутка времени до него доходил звук, отраженный от задних и боковых стен. В дальнейшем получил распространение принцип многоканальной записи звуковой дорожки к фильму. Потребовалось большее число каналов усиления. Инженеры компании Dolby Laboratories предложили использовать сначала четыре, а затем пять каналов окружающего звука. Изменился и принцип записи фонограммы на бытовые носители, которыми в это время были в основном видеокассеты. Запись звука происходила по принципу математической матрицы, в две стереодорожки кодировалась информация для четырех каналов. Для ее правильного считывания и распределения полученных звуковых данных в соответствующие каналы в ресиверы стали встраивать декодер. С ним аппарат получил чуть более длинное название - AV-ресивер.

И вот ресивер пришел к своему современному состоянию. Теперь это сложный электронный прибор, в котором собраны все новейшие достижения инженерной мысли. Открывать крышку и заглядывать внутрь него стало жутковато - столько сложной начинки на кубический сантиметр объема можно увидеть только в суперкомпьютере. И кажется, что разобраться с устройством ресивера может тоже только технически продвинутый пользователь.

Стоит ли тогда покупать этот "черный ящик"? А если все-таки стоит, то как отличить действительно ценную вещь от дорогостоящей, но практически бесполезной "железяки"? Для начала попробуем вкратце разобраться с устройством ресивера. А затем уже будущий владелец сам сможет выбрать технику, больше всего подходящую для него.


Декодер многоканального звука

  Это самая сложная часть ресивера, отвечающая за правильную расшифровку цифрового звукового потока и разложение звука на несколько каналов. От правильной работы декодера будет зависеть полученный пространственный эффект, задуманный автором фильма.

Звуковая информация на современных носителях (дисках DVD) записывается по принципу сжатия данных в плотный цифровой поток. Считывающее устройство проигрывателя DVD передает эту информацию на цифровой вход ресивера, после чего происходит раскодирование полученной информации и разложение ее на соответствующие каналы. Все это происходит в "цифре". После обработки сигнал поступает на цифроаналоговый преобразователь, а от него уже на многоканальный усилитель мощности.

Сейчас распространены несколько основных стандартов, по которым записывается многоканальная звуковая фонограмма к фильму. Это аналоговый Dolby Pro Logic и цифровые Dolby Digital и DTS. Первый работает по принципу матричного кодирования звука четырех каналов в две стереодорожки. Остальные два поддерживают цифровую шестиканальную запись с отдельным каналом низких частот и пятью каналами окружающего звука. Обозначаются такие фонограммы цифрами 5.1, где 5 - число каналов окружения и 1 -канал басовой поддержки. С недавних пор появились форматы с большим числом каналов - 6.1, 7.1 и больше.

Декодер должен уметь читать все основные стандарты кодирования звука. В противном случае, например при отсутствии в декодере функции работы с сигналом DTS, смотреть фильмы, записанные в этом формате, станет возможным только при наличии внешнего декодера DTS или встроенного в проигрыватель дисков DVD. А это - дополнительные расходы, неудобства подключения и настройки. Поэтому при выборе ресивера необходимо обратить внимание на наличие декодера обоих основных цифровых форматов. При наличии средств, позволяющих приобрести более продвинутую модель ресивера, поддерживающую новые стандарты 6.1 или 7.1, лучше сделать именно это.

Тогда купленному аппарату будет уготована более долгая жизнь в вашей системе домашнего кинотеатра без скорой замены. Можно также приобрести ресивер, лишенный встроенных многоканальных декодеров. Тогда, приобретая внешний блок декодера-предусилителя, можно периодически производить апгрейд системы, приобретая каждый раз декодер, совместимый с новыми форматами звука. Подключать такой "внешник" можно к многоканальному входу, которым сейчас оборудовано подавляющее большинство выпускаемых ресиверов. Единственным серьезным минусом такого подхода станет увеличившееся количество проводов, опутавших вашу систему. Плюсом же будет меньшее количество потраченных на замену устаревшего оборудования денег.


Тюнер

  Современные приемники, встроенные в AV-ресивер, оборудуются цифровой системой настройки на частоту станции, а также блоком памяти на несколько десятков ячеек, в которые заносятся настроенные частоты. Для настройки на любимое радио нужно всего лишь нажать кнопку с номером станции. Настройка произойдет автоматически и почти мгновенно. Существует два основных принципа настройки в цифровых тюнерах. Первый пришел из аналогового приемника. Он заключается в поиске нужной радиостанции путем нажатия кнопок "вверх" и "вниз".

Синтезатор частоты в этом случае проходит вдоль виртуальной "шкалы" частот с определенным шагом. Обычно этот шаг составляет для европейского FM-стандарта 0,05 МГц. Данные о частоте настройки выводятся на дисплей аппарата. Иногда вместо кнопок производители могут использовать поворотную ручку, как в старых аналоговых приборах. Но это чисто дизайнерский ход. Принцип все равно остается тем же. Можно производить настройку как в ручном, так и в автоматическом режиме. Во втором случае тюнер автоматически просканирует и занесет в память все радиостанции заданного ему диапазона. Единственным недостатком такого способа настройки является то, что приемник заносит в память только станции с сильным сигналом, уверенно принимаемые в данной местности.

Настройку станций с более слабым сигналом, а также сортировку их в нужном порядке придется производить все равно вручную. Другой способ, ставший доступным только в цифровых приемниках, - это прямой ввод частоты радиостанции. Это самый удобный путь, нужно только заранее знать интересующие частоты.

С развитием цифровых радиоприемников пришла и еще одна удобная функция - RDS (Radio Data System). Изначально она разрабатывалась американскими инженерами в помощь автомобилистам. С помощью RDS можно узнать название станции и другую интересующую информацию. Многие радиостанции передают название композиции, исполняемой в это время, и ее автора. Удобна также функция EON - перестройка на новости или экстренную информацию. С помощью RDS можно автоматически настроиться только на определенные жанровые программы.

Большинство из предлагаемых удобств RDS в России не используется. Обычно ресиверы "по умолчанию" оборудуются тюнерами с декодером RDS. Это совсем незначительно удорожает конструкцию. Если же тюнер отсутствует, то перед нами аппарат, называющийся уже AV-усилителем.


Усилитель мощности

  Все ресиверы оборудованы как минимум пятью каналами усиления, рассчитанными на работу с многоканальной фонограммой. Это самая энергоемкая часть ресивера. Потребляемая ею мощность идет на "раскачку" выходных цепей. И чем она выше, тем эффективнее, мощнее работает усилитель. От выходной мощности усилителя зависит в немалой степени восприятие картины. Если ее недостаточно, то взрывы, визг тормозов, выстрелы, крики не будут волновать зрителя.

Те самые динамические всплески, которые заставляют вздрагивать смотрящего на экран, добавляя реализма действию, не будут так выразительны. Одним из необходимых условий усилителей мощности в ресиверах на сегодня является не только умение справляться с крутыми нагрузками кино, но и правильная работа с музыкальными записями. Для этого усилитель должен как можно меньше окрашивать звук. В кино же, наоборот, повышенная яркость звучания вкупе с мощным динамическим разбросом только усиливает эмоциональное воздействие на зрителя. Поэтому разработчики идут на компромисс, результатом которого становятся системы, одинаково хорошо работающие в обоих режимах. Но работа эта далека от совершенства. Для действительно бескомпромиссного звука во многие ресиверы ныне встраиваются переключатели с кинотеатрального на музыкальный режим работы.

Как уже упоминалось выше, в настоящее время число каналов окружающего звука в фонограммах кинолент растет. И пяти встроенных усилителей явно не хватает. Многие производители пошли на увеличение числа каналов встроенных усилителей. Это привело к удорожанию конструкции. Другие пошли путем установки в ресивер дополнительных звуковых выходов, позволяющих использовать имеющийся декодер с количеством каналов, отличным от 5.1 с внешними подключаемыми усилителями мощности.

При выборе ресивера для создания домашнего кинотеатра необходимо учесть мощность встроенного усилителя. Иначе, если ее окажется недостаточно, процесс просмотра интересного фильма превратится в обыкновенное скучное времяпрепровождение у экрана. Но все-таки нужно реально подходить к выбору ресивера по этому параметру. Чрезмерная мощность так же вредна, как и недостаточная. Наиболее оптимальным для комнаты в 20 кв. м можно считать выбор ресивера с усилителем мощности в 100 Вт на канал.

Еще один фактор, который стоит учитывать при выборе современного ресивера, - это его совместимость с широкодиапазонными звуковыми форматами Super Audio CD и DVD-Audio. Эти форматы предполагают работу усилителя в диапазоне частот 2 ... 100000 Гц с динамическим диапазоном в 120 дБ. Сейчас уже даже многие "бюджетные" компоненты некоторых фирм оборудованы такими усилителями. А вот решить, будет ли в составе домашней системы проигрыватель, совместимый с этими форматами, нужно самим.


Сервисные возможности ресивера

  К сервисным возможностям отнесем функции настройки его основных параметров, необходимых для комфортного звучания системы. Также стоит упомянуть в этом разделе процессоры обработки звука и коммутационные возможности ресивера. Начнем с простого примера. Некий счастливый владелец ресивера принес его из магазина и подключил ко всем остальным компонентам системы, после чего поставил любимый фильм и начал смотреть его. И тут он стал замечать некоторые странности в звучании системы: никакого комфорта при просмотре, а уж тем более реализма экранного действия нет и в помине.

А ведь было обещано именно это! Все просто: ресивер необходимо было настроить под конкретные условия комнаты и параметры остальных компонентов домашнего театра, в частности, нужно выбрать в установке ресивера нужный размер колонок для правильного распределения баса между акустикой окружающего звучания и сабвуфером. Расстояние от АС до слушателя и размеры комнаты, предлагаемые к настройке некоторыми фирмами, позволяют звуку достигать ушей зрителя одновременно со всех сторон. И не важно, где находится смотрящий, - в центре комнаты или его кресло ютится в углу. Везде звуковая картина должна быть одинаково равномерная. Также для улучшения условий просмотра настройке подвергается баланс между каналами, выравнивающий их по громкости.

Процессоры эффектов (DSP), установленные в ресиверах, производят цифровую обработку звука с целью имитации различных помещений. Например, можно получить звук концертного зала, стадиона, церкви и множества других площадок. Наибольшее распространение эти системы получают при прослушивании стереозаписей с тюнера или CD и просмотре фильмов со звуком, записанным на моно или стереодорожку. Использовать эти программы при просмотре фильма с цифрового источника не всегда уместно. Часто это убивает часть задумки звукорежиссера ленты. Некоторые производители делают упор на применение DSP в ресивере, проводят специальные исследования и замеры в этой области. А многие обходятся минимумом обработок. Все зависит от маркетинговой политики компаний и личных пристрастий будущих владельцев ресиверов. Тут невозможно посоветовать что-либо конкретное. Руководствоваться можно только личным вкусом.

В заключение коснемся коммутационных возможностей ресиверов. Для удобства работы ресиверы, помимо звуковых разъемов, комплектуются набором видеоразъемов. Это сделано для упрощения переключения между видеоисточниками в процессе просмотра. С появлением этой возможности ресивер превратился в полноценный центр досуга. Не зря в начале статьи мы его сравнили с сердцем всей системы. Все компоненты подключаются к нему, а от него уже тянется единственный провод к телевизору, монитору или проектору. Также ресивер отвечает за распределение звуковых сигналов. Он не только принимает, обрабатывает и усиливает звук, поступающий от проигрывателя DVD, CD, спутникового тюнера, но и посылает при необходимости эти сигналы на запись видеомагнитофоном, кассетной декой и другими устройствами записи, в том числе и цифровыми.
 
00010
В освоении новой техники Вы поступаете так:
изучаете инструкцию
просите кого-нибудь помочь
полагаетесь на интуицию
Каталог всех инструкций в одном файле
Введите Ваш E-Mail:

Выбираем фен для волос
Как выбрать холодильник
Как выбрать хорошие наушники
Миксер или блендер?
Увлажнители воздуха
Как выбрать домашний кинотеатр
Как выбрать воздухоочиститель
Дрель или перфоратор?
Выбираем микрофон
Как выбрать кухонный комбайн
25 советов, как преуспеть в российском шоу-бизнесе
Советы экзаменатору
Часы командирские
Инструкция пользования уборными артиллерийского полка
Инструкция по пользованию метлой подметательной
Инструкция по эксплуатации женщины
Инструкция по эксплуатации мужских носков
Инструкция по безопасному сексу
Инструкция по эксплуатации лома металлического
Инструкция по использованию туалетной бумаги
Нажмите, чтобы выбрать нашу кнопку
Главная О проекте Новости Инструкции Вопрос-ответ Информер Статьи Пресс-релизы Юмор Ссылки Контакты

© 2005 — 2020 «FreeManual» бесплатные инструкции по эксплуатации бытовой электроники